Транспортный барометр TIMOCOM: Негативные настроения, несмотря на положительные прогнозы для транспортной сферы в 2025 году? (RU)
Сезонное снижение предложений в последнем квартале, объем которых тем не менее был больше, чем в предыдущий год, и оптимистичные прогнозы для европейского грузового автомобильного транспорта.
Обзор доли грузов и сравнение с предыдущим годом
2024 год завершился небольшим сезонным снижением предложений грузоперевозок, однако спрос на транспорт в Европе остается и будет оставаться высоким. В сезон отпусков те, кто искал транспорт, вынуждены были платить непривычно высокую цену. В 2025 году стоимость на грузоперевозки автомобильным транспортом и, следовательно, цены на транспортные услуги продолжат расти.
К концу года соотношение между грузами и транспортом так и не пришло к равновесию: до декабря включительно доля грузов не опускалась ниже 70% и существенно превышала доступные предложения транспорта. В четвертом квартале 2024 года предложений грузов в Европе было на 79% больше, чем в этом же квартале годом ранее. Огромный спрос привел к почти двукратному (+92%) повышению числа предложений грузов, размещенных на спотовом рынке TIMOCOM Marketplace за 2024 год. Согласно анализу, проведенному компанией Transport Intelligence Ltd., на рост спроса повлияли такие сферы, как электронная коммерция, производство и розничная торговля по мере того, как компаниям требовалось пополнение запасов и перевозки грузов через границы.
Транспортный рынок Германии
В 2024 году в Германии было зарегистрировано на 70% больше внутренних перевозок грузов, чем в 2023 году. В четвертом квартале объем предложений грузов вырос на 59% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, несмотря на стагнацию в экономике. «Некоторые грузоотправители и перевозчики смогли выиграть от заказов в Рождество, но в целом отрасль не питает иллюзий насчет следующих месяцев,» — говорит Гуннар Гбурек (Gunnar Gburek), руководитель коммерческого отдела TIMOCOM. Согласно данным Института экономических исследований только одна из восьми компаний в Германии ожидает улучшения своего экономического положения в 2025 году.
12% снижение предложений транспорта в 2024
Число предложений транспорта снизилось на 12% по сравнению с прошлым годом
В 2024 году количество предложений свободного транспорта, размещенных на TIMOCOM Marketplace, сократилось на 12% по сравнению с предыдущим годом. Это может быть связано с долговременным недостатком водителей, что ограничивает объемы грузоперевозок, а также с повышением цен, и это трудно игнорировать. В прошлом квартале, в октябре, пользовавшемся высоким спросом, наблюдалось увеличение предложений свободного транспорта по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года (+6%). Но в конечном итоге четвертый квартал показал на 3% меньше транспорта на TIMOCOM Marketplace, чем в аналогичный период предыдущего года.
По данным опросов Немецкого экономического института (IW), только компании в семи секторах планируют нанимать новых сотрудников в этом году. К ним относятся и грузоперевозчики, которым необходимо расширение трудовых ресурсов. «Надежды транспортных компаний на улучшение бизнеса перевешивают общее осторожное экономическое настроение», - заключает Гуннар Гбурек.
Самые популярные виды дорожного транспорта в 2024 году
Тентовые грузовые автомобили намного опережали по популярности все остальные виды грузового транспорта в 2024. В прошлом году именно такие типы полуприцепов были востребованы в 60,3% предложений по грузоперевозкам. На втором месте с показателем 18,6% находятся мегатрейлеры или jumbo, за которыми следуют изотермы и рефрижераторы с показателем 13,2%.
Наиболее востребованные типы полуприцепов в 2024 году
Новый пик цен еще до наступления следующего года
Недостаток предложений транспорта заставляет компании уделять особое внимание объему кузова. В логистике цены — предмет жарких споров. Доступные варианты, а соответственно и цены, предлагаемые заказчиками, могут меняться в зависимости от расстояния и требований. Точно так же меняются и предложения потенциальных подрядчиков. Это стало совершенно очевидно в четвертом квартале. С октября и до самого Рождества средние за неделю цены на грузоперевозку в Европе составляли 1,44–1.74 евро/км и во второй половине декабря поднялись на 20%. Поэтому любой, кому незадолго до Рождества или перед Новым годом потребовалось отправить груз, был вынужден заплатить больше. По всей Европе предлагаемые цены поднялись в среднем на 16,5% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Цены от перевозчиков в среднем были на 18% выше, чем в этом же квартале годом ранее. В Германии стоимость грузоперевозки составляла в среднем 1,60–1.86 евро/км. Частично это связано с недавнем повышением цен на дизельное топливо.
Прогноз на 2025 год
Поскольку в связи с непредсказуемостью будущего, компании избегают долгосрочных соглашений, на спотовом рынке ожидается сохранение высокого спроса на грузоперевозки в первом квартале 2025 года. Ожидается, что соотношение грузов к транспорту не опустится ниже 65:35. «Поскольку в этом году Пасха наступит на месяц позже, спрос вырастет не раньше апреля, когда доля грузов превысит 70%, — предполагает Гуннар Гбурек. — Высокий спрос увеличивает и цены, не последнюю роль здесь играет попытка компенсировать существенное повышение затрат на выбросы CO2 и пошлины».
Аналитики Transport Intelligence Ltd. ожидают, что к 2025 году объем европейских грузоперевозок вырастет на 2,0% в реальном выражении и составит более 436 миллиардов евро. «Как бы то ни было, прогноз для европейского транспортного сектора не так уж безрадостен. Тем не менее открытым остается вопрос о том, удастся ли немецким логистическим компаниям, которые в основном работают внутри страны, воспользоваться моментом, несмотря на общую стагнацию,» — замечает Гуннар Гбурек.
Вы сможете узнать больше о текущей ситуации на транспортном рынке и недавних изменениях в стоимости предложений на отдельных европейских маршрутах в отчете Транспортный барометр TIMOCOM.